Политическая культура сущностьи структура - Реферат: Политическая культура, ее сущность и структура:

Версия для печати Хрестоматия Практикумы Презентации Введение Познание политической жизни любого общества невозможно без углубленного изучения его политической культуры. Именно она во многом объясняет истоки, характер и особенности конкретной политической системы, господствующий в обществе политический режим, политическое сознание и поведение общественных групп, динамику и направленность политических процессов.

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их восприятие явлений внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов, правящих групп и отдельных политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.

Она открывает широкие перспективы для политического прогнозирования, разработки политического курса, принятия и реализации конкретных политико-управленческих решений.

От уровня и состояния политической культуры зависит многое: Учет степени зрелости и характера политической культуры позволяет предвидеть реакцию людей на принимаемое политико-управленческое решение, предусмотреть определенные меры, обеспечивающие его подготовку и эффективную реализацию. В конечном счете смысл изучения политической культуры общества заключается в выявлении социально-политических механизмов управления стабильности политической системы и нейтрализации ее социально деструктивных элементов.

Политическая культура: понятие, структура, функции | Политология

В западной политологической литературе ценность изучения политической культуры усматривается в ее способности предсказывать политическое поведение людей, а стабильность политических режимов напрямую связывается политическими ориентациями различных категорий граждан. Проблематика политической культуры чрезвычайно сложна и многообразна. Рассмотрим само существо политической культуры и постараемся выявить основные проблемы ее формирования. Политическая культура как социальное явление имеет многовековую историю.

Ее зарождение связано с разделением общества на классы и другие социальные группы, с появлением государства. Таким образом, культуру политическую можно воспринимать как систему возделывания, развития, почитания, изучения государственных общественных дел их влияния на всех членов общества.

Примечательно, что древние лишали права гражданства тех, кто во время социальных волнений не примыкал ни к одной из противоборствующих сторон: Идея политической культуры берет свое начало в трудах выдающихся политических мыслителей: Платона, Аристотеля, Макиавелли, Монтескье, Бэкона.

Большой вклад в решение проблемы политической культуры внесли и современные политологи: Вебер, Дюркгейм, Алмонд, Верба и др. Столь значительные расхождения во взглядах на одно явление объясняются его сложностью и недостаточной изученностью.

Одно из наиболее распространенных определений: Политическая культура является совокупностью индивидуальных установок и ориентации участников данной системы.

Это субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение. Индивидуальные ориентации объединяют в себе несколько моментов:. Данное определение политической культуры относится к типу сравнительно узких, предметных определений, принимающих во внимание лишь ограниченный набор ориентаций.

Сфера политической культуры выделена здесь с точки зрения вовлеченных в ее функционирование политических объектов идей. В данном определении принимаются во внимание все участники системы субъективный критерийно в нем не включаются в сферу политической культуры сами политические действия.

Указывается лишь на их возможные субъективные предпосылки. Политическая культура — это совокупность установок, ценностей и поведенческих актов, касающихся взаимоотношений между властью и гражданами. К политической культуре, следовательно, относятся:. Большое число определений политической культуры в современной политологической литературе можно свести к четырем типам:. Свою задачу авторы всех четырех подходов видят в том, чтобы доказать зависимость важнейших характеристик политической системы от политических представлений, убеждений и чувств людей, т.

Причем политическая культура выступает как конечный показатель развития политической системы.

Рыночные отношения меняют конфигурацию источников и способов формирования политической культуры, делая их разброс более широким и стихийным. В то же время известны, например, различия в политических ценностях и ценностных ориентациях американцев и европейцев: С учетом имеющихся определений политическую социализацию можно понимать как непрерывный процесс освоения отдельным человеком накопленных обществом культурных ценностей, формирования у него необходимых социально-политических качеств, позволяющих ему адаптироваться в принятии социально полезных политический решений. Она открывает широкие перспективы для политического прогнозирования, разработки политического курса, принятия и реализации конкретных политико-управленческих решений. В российской литературе встречаются определения более комплексного характера В. Тем самым он воспитывает себя как субъекта политики и оказывает влияние на воспитание других.

Однако сущность политической культуры, ее содержание состоит не только в состоянии психики, политической активности, гражданской зрелости людей в обществе, но и в движении в этом обществе масс по пути духовного и демократического развития.

Поэтому надо рассматривать политическую культуру как в рамках развития политической системы общества, так и в системе духовной культуры, т. Политическая культура — это неотъемлемая часть общей культуры человеческого общества, характеризующая систему жизнедеятельности людей в сфере социально-политических отношений, выражающая степень сознания и практического участия людей в решении государственных и общественных дел.

Политические представления могут иметь теоретически систематизированный характер, основываться на объективных знаниях, а также бытовать на уровне обыденного сознания, в том числе в виде чувств, настроений и т. Источниками их информирования выступают и правдивая информация, и слухи, и дезинформация. Вот почему политические представления, выступающие как неотъемлемый компонент политической культуры, нельзя отождествлять со знаниями, которые выступают одним из возможных источников формирования соответствующих представлений.

В реальной действительности политическая культура предстает и в виде образов или стереотипов политического поведения. Так, когда встречаются два японца, они, как принято, кланяются друг другу.

Посторонний человек, знающий японский этикет, без труда определит, кто из них занимает более высокую ступень в служебной иерархии — подчиненный кланяется ниже. Одним из сущностных признаков авторитарно-патриархальной политической культуры, долгие годы господствовавшей в нашем обществе и не преодоленной полностью до настоящего времени, является примат государства над человеком, тотальное подчинение последнего так называемым высшим государственным интересам, превращение человека в винтик огромного социального механизма.

Пренебрежение к личности, ее интересам и правам имело следствием государственный произвол, ограниченные формы политического участия, нетерпимость инакомыслию, надувательство народа и т.

Первый этап начинается в самом раннем возрасте, когда ребенок через средства массовой информации, семью, ближайшее окружение приобретает первые сведения о политике. Второй этап связан со школой и юностью. В это время происходит накопление знаний о политике, вырабатывается отношение к. Этот этап характеризуется включением новых механизмов передачи политических ценностей от одного поколения к другому, усилением влияния формальных объединений и неформальных структур, всего спектра духовных ценностей.

Третий этап продолжается в течение всей социальной жизни человека по мере вхождения его в те или иные социальные слои, классы, группы, приобретения опыта в реальном потоке политических событий.

Политическая структура приобретается путем политической социализации личности. Политическая социализация есть процесс вхождения в политическую жизнь. Он определяется качеством данной политической системы, ее демократичностью, а также степенью развития духовной культуры: Политические знания составляют существенный детерминант и важную часть политической культуры. Поэтому следует учитывать следующие аспекты знания:. К таким ценностям относятся: Политическая культура не ограничивается только сферой политических отношений.

Она проникает в идеологию, политизирует науку, образование, литературу искусство. Политическая культура пронизывает не только духовную, но и материальную культуру, придает ей в той или иной мере политическую окраску. В условиях перехода к рынку политическую окраску приобретает производственная культура, культура обмена, распределения и потребления. Политический аспект имеет неудовлетворительное состояние материальной базы сферы культуры, запущенность памятников истории, плохое состояние сельских школ, клубов, библиотек, низкая зарплата их работников.

Наше общество страдает от недостаточной производительности не только в материальном, но и в духовном производстве. Нам не хватает как материального, так и духовного: Источником культуры и творчества был и остается народ.

Сейчас у него еще много скептицизма к новым реформам, т. Определение сущности и структурных элементов политической культуры и способов отражения ее в реальной политической действительности представляет собой необходимый этап в познании данного феномена. Однако сами по себе эти элементы еще не раскрывают социальной сущности, которая проявляется через эти элементы, как бы разливается в них, формируя социальное содержание политической культуры в целом и каждого ее компонента в отдельности.

Любая политическая культура отражает интересы, общественное положение и особенности развития соответствующей социальной общности, группы. Приступая к раскрытию сущности политической культуры, необходимо прежде всего исходить из того, что это социальное явление имеет прямое отношение к сферам политики и культуры. Анализ политической культуры предполагает раскрытие этой диалектической взаимосвязи, что, в свою очередь, возможно на основе рассмотрения их сущности.

Для каждого отдельного человека культура лишь в той мере выступает в своем подлинном качестве, в какой он может постичь ее общественную человеческую сущность, т.

Исходя из обозначенного методологического подхода, можно сделать вывод, что культура, в самом широком ее толковании, выступает степенью реализации сущностных сил человека в процессе его деятельности. Специфика проявления социально значимых сил человека в конкретных сферах его жизни и составляет гамму культур: Сущность политической культуры едина с общим пониманием культуры и представляет собой меру раскрытия сущностных сил человека в конкретной сфере — политике.

Из множества определений политики остановимся на определении, где политика рассматривается как отношения между людьми, большими социальными группами, направленные на завоевание, удержание, упрочение, функционирование и совершенствование государственного управления политической власти.

Однако до сих пор в политологической литературе существуют противоречия в определении сущности этой категории. Одной из причин такого положения является недостаточный учет различных сторон и уровней анализа политической культуры. Она рассматривается и как составная часть общей культуры, и как элемент политической жизни, и как свойство личности, класса, социальных групп. В каждом из подходов на первый план выходят различные ее черты и характеристики. Политологический подход к анализу сущности политической культуры общества рассматривают ее как особую степень развития отношений между субъектами политики — общественными организациями, политическими партиями, социальными группами, слоями и отдельными гражданами.

Эти отношения обусловливаются исторически сформировавшейся политической жизнью общества и проявляются в развитости социально значимых черт граждан данного общества, которые воплощаются в их мировоззренческих установках, социально-политических потребностях, нормах и ценностях, в уровне гражданской зрелости и политической активности, а также в характере политической деятельности членов общества.

Социально-политические типы отношений формируются на основе системы ценностей, существующих в обществе, и определяют стандарты политической деятельности и поведения граждан. Поскольку любое общество отличает экономическая, социальная, политическая, духовная и культурная неоднородность, поскольку в нем не существует единой политической культуры, а имеется несколько типов культур и субкультур.

Однако при всем различии ценностных ориентаций, в обществе существует доминирующая политическая культура, определяющая систему ценностей в соответствии с которыми и функционирует политическая система общества. Политическая культура выражает уровень политического сознания и степень практического участия граждан в решении государственных и политических проблем.

Not Found

Образцы политической культуры в этом случае приобретаются путем политической социализации граждан. Важнейшим сущностным показателем политической культуры общества может служить реальное положение людей, уровень их осознанного включения в общественно-политическую и духовную жизнь, а также их гражданская зрелость.

В целом же только реально существующие в социальной практике условия для всестороннего и свободного развития людей определяют подлинное содержание культурного прогресса общества.

Политическую культуру общества можно рассмотреть лишь на основе изучения глубоких исторических корней этого общества. Познать политическую культуру общества можно, лишь определив факторы, обусловливающие процесс ее развития. Во-первых, политическая культура в течение длительных исторических периодов способна отражать в себе основные сущностные характеристики политической системы и выступать важнейшим показателем ее развитости. Во-вторых, объективно существующая в конкретном обществе политическая система во многом способствует развитию содержания политической культуры и способна существенно изменять облик политической культуры общества.

Таким образом, можно заметить, что при рассмотрении политической культуры общества с точки зрения длительной исторической перспективы следует учитывать все детерминирующие факторы национальные, географические, биологические не изолированно, а во взаимосвязи. Являясь оценочной категорией, политическая культура общества может быть представлена в виде некоторых критериев. Среди них особое место занимают:.

Пройдя через оценочную призму, политическая культура может быть или признанной обществом, или же, наоборот, отброшена как непригодная. Среди предложенных критериев типологии политической культуры общества рассмотрим более подробно критерий, характеризующий специфику политического режима. Политическая культура граждан демократического общества формируется через их свободное волеизъявление и стремление пропорционально представлять интересы всех социальных групп населения.

В условиях социальной разнородности реализация разнообразных интересов возможна лишь при достаточно высокой степени политической культуры, приоритете закона над идеологическими пристрастиями.

Важнейшей чертой социально-развитой политической культуры демократического общества является приобщенность граждан к гуманистическим нормам и ценностям, которые основаны на законах нравственности и справедливости. Таким образом, рассмотрение тоталитарной, авторитарной и демократической политической культуры позволяет проявить многие сущностные причинно-следственные связи, обусловливающие зависимость политической культуры от политического режима в обществе.

Смотрите также:


Коментарии:
  • Более того, в системе ценностей, ориентаций, установок, стереотипов, составляющих политическую культуру, центральное место занимают элементы, способствующие формированию и сохранению политической системы.

Интересное